Эх, старушечка, говорушечка


Завтра 100 лет долгожительнице А.Е.Дудинской


Мы беседуем с именинницей под шум ветра и дождя за окном. Скучен фон поздней осени, в воздухе кружит редкий жёлтый лист. Так и в жизни Анны Ефимовны — всё ухабы да ухабы, а радостных пятнышек лишь небольшая горсточка.

Родом долгожительница из деревни Зыково Устьянского района, семья была многодетной — пять сестёр, три брата. Хорошо помнит, как их раскулачивали, уводили с подворья трёх коров, лошадей, овец, как выселяли «в чисто поле» вместе с другими бедолагами.

Людям всё приходилось начинать с нуля, выкорчёвывать лес, строить дома, обзаводиться хозяйством, возделывать поля. «Лишенцы» не таили зла на новую власть, хотели вступить в колхоз. Но принимать их в ряды коллективного хозяйства не спешили, им отвели роль твёрдозаданцев: располагаешь продуктом или нет, а государству отдай продналог молоком, мясом, яйцами, шерстью.

— Маме в школе учиться довелось совсем немного, едва освоила алфавит, как впряглась в лямку наравне со взрослыми, — говорит дочка Анны Ефимовны Елизавета Андреевна. — Над ней всегда висели слова «должна», «надо». Двенадцатилетней девчонкой работала сучкорубом в леспромхозе, весной по реке Устье сплавляла лес в Архангельск. Когда мы рассказываем об этом внукам, те не верят...

В леспромхозе Анна нашла и свою судьбу. Только недолго они делили счастье со своим Андреем: началась война. Муж ушёл на фронт в июне, а в октябре родилась дочка...

Жена без вести пропавшего бойца Андрея Парфёновича Дудинского одна вырастила троих детей. Ей хватило лиха и после войны. Но она не сдавалась. Когда начинала донимать безысходность, повязывала на голову белый платок и говорила: «Отступи, темень». Этой своей привычке старушка осталась верна и потом: всюду на фотографиях в семейном альбоме у Ефимовны на макушке белеет косыночка, а если сюжет связан с кухней или застольем, то поверх праздничного платья надет ещё и белый передник.

Спрашиваю долгожительницу, каким же ветром занесло её в Северодвинск. «А запамятовала». На помощь приходит дочь: «Мама в нашем городе уже больше полувека. Приехали вместе с двумя моими братьями Сергеем и Александром посмотреть, как живу, да так и остались».
А.Е. Дудинская работала старшим дворником на Севмаше. Сколько участков обихожено её руками — хватило бы выложить всю дорогу до родной деревни в Устьянском районе.

У Анны Ефимовны, кроме дочери и двух сыновей, есть внуки, правнуки. Одна беда — не может она их увидеть, несколько лет назад «потеряла глаза». Обречена на жизнь во мраке. Но столетняя женщина по-прежнему носит белый платок. И ещё на ней нежно-розовая кофта: как-никак чужие люди в гостях, да и именины подступают.

Вот Елизавета Андреевна, выходя на кухню, говорит: «Сейчас будем пить чай с пирогами, мама». Та за словом в карман не лезет: «Подашь — съем, нальёшь — выпью».

Пока дочь хлопочет, Ефимовна выдает сразу несколько озорных частушек, которые я, каюсь, не успела запомнить. Она мне советует: «А вот на божнице кетрадь с песнями, возьми с собой. И пойте там в конторе все вместе».

«Кетрадь» я не взяла. Но от имени своей «конторы» тост скажу прозой: добрых дней вам, Анна Ефимовна. И конечно же, здоровья. Будем надеяться, что ещё споём с вами вместе.

Фото А. Щекинова

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Эх, старушечка, говорушечка
Дата публикации: 18 октября 2012

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Возраст мудрости

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia