Врача из поликлиники вызывали?


В ЦМСЧ-58 удачно стартовал новый проект «Участковая служба на дому»


Распахнув дверь подъезда, услышала громкий крик:
— ...Ну много вызовов, и что? С какой стати мне идти в поликлинику? 37,2о тоже температура, и больничный положен, — раздражённо басил на третьем этаже мужской голос. — Побывали бы вы в шкуре больного, узнали бы!
— А может, вы — на месте врача?.. — только и сказала в ответ торопливо сбегающая по ступенькам женщина, на ходу застёгивая пальто.

День первый. Информация к размышлению

С Юрием Ларченко, руководителем поликлиники ЦМСЧ-58, мой разговор начался с позитивной информации. Прошло не более месяца со дня введения в медсанчасти участковой службы на дому, а благодарных откликов от пациентов уже поступило немало. Люди довольны, что теперь могут наблюдаться, лечиться, получать медпомощь в стенах единого лечебного учреждения, у специалистов, консультирующих пациентов в поликлиниках на протяжении ряда лет. Однако, как и в любом другом деле, в работе медиков на вызовах бывают, к сожалению, издержки.

— Проблемы, собственно, те же, что и у коллег из городских поликлиник, больниц скорой помощи, — размышляет в беседе Ларченко. — Это как и ложные вызовы, необоснованные требования больничного, несоблюдение иными пациентами элементарных правил доступа врача к больному, так и различного рода досадные неурядицы, мешающие порою докторам нормально работать и, главное, отнимающие драгоценное время.

— Юрий Алексеевич, медпомощь на дому, судя по воспоминаниям старожилов, для ЦМСЧ дело не новое. Такая служба в 80-е у заводчан была. С какими трудностями столкнулись сегодня при организации её вновь?

— С острой нехваткой участковых врачей. И эту задачу продолжаем решать: была проведена кропотливая разъяснительная работа с нашими цеховыми терапевтами. В итоге многие отнеслись с пониманием к ситуации, дав своё согласие работать на вызовах. Обновили мы также и сантранспорт: дополнительно приобрели автомобиль «Нива», используя и уже имеющийся «Фиат». Обеспечили докторов и мобильной связью. Решили такие организационные вопросы, как оборудование помещения для операторов регистратуры, распределили участки, разработали нормативную базу и др.

— Понятно, что вызов врача на дом требует временных и материальных затрат.

— Это так. Ведь, если, допустим, состояние больного не позволяет транспортировку в стационар, по назначению терапевта ему будет сделан и забор анализов, и оказаны консультации узких специалистов, и проведена электрокардиография на дому, как и другие медсестринские процедуры, причём бесплатно. Жаль, что не все пациенты способны оценить это в должной мере. Ваш случай в подъезде наглядный тому пример.

— Почему-то некоторые люди воспринимают больничный как маленький отпуск. Это возможность переделать все свои дела, отоспаться, посмотреть телевизор, но только никаких «телодвижений» в поликлинику на приём, даже если температура всего лишь 37о.

— Такие вот больные ведь как рассуждают: раз я занемог — подайте врача на дом! Согласитесь, с подобной психологией и десятка терапевтов не хватит. Меж тем служба медпомощи на дому — это не службы быта по первому желанию клиента. И, поскольку на обслуживание пациентов идут немалые затраты, не важно, из какого кошелька — государственного ли, страховых компаний, предприятий и т.д., должна быть, наверное, какая-то гражданская ответственность у человека, вызывающего на дом врача.

Вот так и живём...

Слушая руководителя поликлиники, не единожды ловила себя на мысли, как многое изменилось сегодня в нашей жизни. Значительная часть собственности в стране уже давно не государственная, а частная, приватизированная, и теперь многие фабрики, заводы, учреждения, не исключая медицинских (больниц, клиник, лечебных профилакториев, санаториев и т.д.), принадлежат хозяевам. Живём мы тоже уже при другом строе, на мой взгляд, в каком-то диком полукапитализме. А мы, «...забывая о переменах в стране и цепляясь за прошлое, привычно требуем для себя бескорыстного, доброго отношения. Но сегодня многие вопросы решают деньги...» Не помню точно, чьи это слова, но кажется, Михаила Веллера.

Забегая вперёд, скажу, что, когда в кабинете Ларченко определились с моей «командировкой» на вызовы, я решила спросить, с кем мне лучше из врачей поехать. В чьей, так сказать, «шкуре» побывать? На что Юрий Алексеевич ответил: «С любым из наших терапевтов. Все они специалисты опытные, мобильные, способные разрулить любую ситуацию если что, — и добавил: — Конечно, за одну поездку, хотя и в две смены, пережить все сложные, а порой экстремальные случаи, в которые попадают врачи, невозможно. Но, думаю, кое-кто из «болящих» не подведёт, подкинет вам информацию к размышлению», — напутствовал Юрий Алексеевич в дорогу. И мне действительно, как всегда, «повезло».

День второй. О смешном и грустном

9.00. Наше северное утро в отличие от южного, не желая выставлять напоказ уличные огрехи: безномерные дома, дорожные ямы, нерасчищенные от снега пешеходные тропинки, не освещенные местами переулки и кварталы, тщательно маскирует их затяжной темнотой. И если по каким-то причинам не горят фонари на улицах, табличек с их названиями ни в жизнь не отыскать. Впрочем, водитель «скорой» ЦМСЧ уверенно мчал нас по Седова к Южной. Засыпанные снегом домики поселка, шутливо прозванные в народе «усадьбами пролетариев и буржуа», мелькали за окном машины, как близнецы.

— На таком участке, наверное, трудно найти нужный адрес? — спрашиваю у врача поликлиники Ирины Юрьевны Катугиной, чья смена пришлась на мою поездку.

— Да нет, в этом плане как раз таки порядок. На каждом доме свой номер — не заблудишься. Вот разве что добросовестные четвероногие сторожа нет-нет да и создадут проблему... Недавно у меня был случай, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Прихожу на вызов к больному, открываю калитку: у дверей привязан здоровенный пес, так и норовит зацепить... Что делать? Я опять к калитке. Минут пять стучу, кричу — никакой реакции, а время идет. Наконец мой заспанный пациент открывает дверь и первое, что он у меня спрашивает, почему не захожу в дом. Это же еще, мол, щенок, говорит он мне, хоть и от кавказской овчарки... В итоге времени на этого больного ушла уйма, два вызова, наверное, можно было обслужить.

Наш следующий адрес по б. Строителей сюрпризами огорошил, как только вошли в подъезд. Начнем с того, что лампочки не горели и мы, пробираясь на ощупь к лифту, в итоге потопали на седьмой этаж пешком... Вычислив методом исключения нужную на площадке дверь, позвонили и долго стояли, пока не ответил ребенок: «Дедушка спит, а врача мы не вызывали. Двери не открою, мама будет ругать».

Чуть позже, связавшись с оператором, поднялись с доктором этажом выше. Ну что поделаешь, коли забывчивая хозяйка сообщила в регистратуру неправильный номер собственной квартиры...

...От хамства нет защиты

Не рассказывая обо всех вызовах (за две смены их было свыше 15), приведу только два примера бездумного и даже хамского отношения иных горожан, не желающих ценить труд врачей, идущих на помощь по вызову.

— Самое страшное в работе участкового врача — это когда сталкиваешься с равнодушием, причем не только к чужим людям, но и к своим родным и близким. Таких сюжетов порой насмотришься, хоть книгу пиши. Особенно горько бывает за стариков, кому лет за 70—80, — говорит Людмила Алексеевна Трондина, врач 2-й смены. — У меня на участке есть «тяжелая» бабушка.

Заболела давно, еле ноги передвигает. Лекарства, воды ей подать некому, кроме соседей. А недавно вдруг выяснилось, что у нее есть родной сын. Живет он, оказывается, неподалеку, но до звонка из поликлиники понятия не имел о болезни матери. Таких вот горе-родственничков в нашем городе, увы, немало. Но, что самое удивительное, бедные старики до последнего защищают своих великовозрастных «деточек». Как же, некогда им, «чадушкам» (вот разве что в день пенсии стариков), вспомнить о своих родителях.

Пока доктор рассказывала эту невеселую историю, подъехали к общежитию на Первомайской.

Без комментариев!

Его самого было не разглядеть — только ноги, вскинутые одна на другую, две босые пятки в лицо и качающаяся в такт музыке голова — первое, что увидели с врачом, открыв нужную дверь. Не привстав с кровати, не снимая наушников и не отрывая глаз от ноутбука, молодой человек лишь кивнул в сторону своего соседа по комнате: «Вам к нему!» И пока ошарашенная столь «любезным» приемом ожидала врача у дверей, разговор по скайпу, хохот, как и обрывочный комментарий в адрес компьютерного собеседника не прекращались. Дальше — больше: ни ложечки под рукой, ни градусника, да что там — никаких документов: полиса, паспорта — у заболевшего студента не оказалось. По его словам, он все забыл в Архангельске, где и проживает. Оставалось лишь позавидовать самообладанию врача, дозвонившейся в регистратуру и выяснившей, что такой пациент в базе данных поликлиники всё же есть. Оказалось, что он работает на СМП в одном из цехов.

Шли обратно до машины с доктором молча. Да и что было сказать, кроме единственно верной в таком случае фразы: «Без комментариев!»

Вместо послесловия

Готовя этот материал к публикации, я встретилась с разными людьми, имеющими и не имеющими отношения к медицине. Я задавала им разные вопросы. Одни отвечали откровенно, другие — уклончиво, третьи — сердито, но не было среди них ни работников ЖКХ, ни представителей управляющих компаний... А так хотелось, чтобы они вместе со мной прошли по неосвещенным улицам, не убранным от снега дворам, по темным подъездам с неработающими домофонами, лифтами... И чтобы в полной мере они почувствовали все «прелести» работы участкового врача, идущего на вызов к больному. К сказанному хотелось бы добавить еще вот что. Возможно, читая эту статью, кто-то вспомнит свои старые обиды на медицину. Но речь в данном случае совсем о другом — о взаимопонимании, уважении врача и пациента. Ради нашего здоровья, сил, времени мы должны помнить об этом и в болезни и в здравии.

Ирина Катугина, врач поликлиники ЦМСЧ-58: «В работе участкового случается всякое. Но страшнее всего, когда сталкиваешься с равнодушием. Особенно к своим родным и близким».

Светлана БОГОМОЛОВА

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Врача из поликлиники вызывали?
Дата публикации: 1 февраля 2013

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Медицина

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia