ПАТП: что показала проверка


Завершилась аудиторская проверка ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие». Цифры показывают: положение тяжёлое.


резонанс. «СР» 28.06

Убытки растут

Аудиторы проанализировали работу с 15 августа по 31 декабря 2011 года. Выручка выросла на 11% в основном за счет повышения стоимости проезда с 14 до 15 рублей в прошлом году. Себестоимость (оплата труда, отчисления во внебюджетные фонды и пр.) увеличилась на 30%. На 40% выросли расходы предприятия. Аренда транспортных средств увеличилась на 53%. В итоге убыток вырос на 64%. Сегодня выручки хватает, чтобы оплачивать топливо и платить, хоть и с задержкой, зар-плату.
— Я помню, как и в 2007-м, и в 2009 годах тоже задерживали зарплату. Наше предприятие уже не раз переживало трудности, но справлялись же, — говорит водитель Сергей Тубелец.

Совет директоров называет причины тяжелого положения.
Во-первых, наличие 50-миллионных долгов прошлых периодов, возникших ещё до 2009 года. Они образовались вследствие кабальных по сути договоров аренды автобусов. После смены руководства в 2009 году усилиями мэрии стоимость аренды снижена в разы, но на шее предприятия уже была долговая удавка, поэтому его судьба оказалась в руках основного кредитора, который и сдавал в аренду автобусы по баснословным расценкам.

Во-вторых, с 1 января 2011 года единый социальный налог (26%) заменен на страховые взносы (уже 34%).

В-третьих, постоянно формировалась задолженность по налогам во внебюджетные фонды.
Четвёртая причина — экономически не обоснованный тариф. Сегодня это 17 рублей, а между тем северодвинцы доказывали областному агентству по тарифам и ценам установление платы за проезд в размере 21—22 рублей. (Сразу скажем, что до конца года стоимость проезда в Северодвинске не вырастет).

— 14 рублей за проезд в Архангельске тоже не от хорошей жизни, — считает и. о. генерального директора СПАТП Михаил Новосельцев. — Частные перевозчики боятся повышать плату, чтобы не распугать пассажиров: они уйдут к конкурентам. Вот и балансируют на грани рентабельности. Никто из них не пойдет в агентство обосновывать повышение тарифа.
Кроме того, 44 автобуса (а это почти треть подвижного состава) арендуются предприятием все у того же основного кредитора. Сумма арендной платы — 2,2 млн. рублей в месяц.

Митинг: другой взгляд

Самым сильным ударом явилось экономически не обоснованное увеличение зарплаты сотрудникам, повлекшее рост объема налогов и отчислений в различные фонды. И снова полезли в долги и кредиты. А ведь повышение зар-платы было предметом гордости предыдущего директора Алексея Васильева.

Этот козырь достали из рукава организаторы митинга, прошедшего на привокзальной площади в минувший вторник (о нём «СР» писал 28.06.) Собрались человек десять. Уверяли, что остальных сотрудников удерживают силой на проходной. Это в обеденное время! Новосельцев пригласил посмотреть запись с камеры видеонаблюдения. Проходная как проходная: никаких рвущихся сквозь кордоны сотрудников. И председатель профсоюзной первички Павел Воробей, и Михаил Новосельцев говорят, что организаторами (они же — участники) этого митинга стали люди, принятые на работу Васильевым. Причем на руководящие должности и с неплохой зарплатой. Поэтому и лейтмотив их выступлений не случаен: вернуть Васильева.

Как быть с нелегалами

В начале июня статьи областного закона об административных правонарушениях, касающиеся нелегальных перевозчиков, признаны утратившими силу. То есть теперь оштрафовать транспортного пирата на значительную сумму невозможно. Ввести штрафы может только федеральный центр.
Поэтому на июньской сессии горсовета принято обращение в адрес губернатора, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации с предложением ужесточить нормы законодательства для «добровольных помощников». Более 4 млн. рублей ежемесячно уходит мимо кассы предприятия, «дядьке на ГАЗели в карман».

Обсчитывать рентабельность маршрутов, запускать в межпиковые интервалы «пазики», выкупить у арендодателя автобусы, избавившись от ежемесячного платежа в 2,2 млн., пойти на вынужденное сокращение или перевод на менее денежные должности инженерно-технических работников — эти и другие шаги хоть как-то стабилизируют ситуацию.

Когда-то давным-давно ПАТП с подачи своего руководства взяло в аренду по диким ценам автобусы, также брали топливо в кредит. Тем самым запустили с горки снежный ком. Горка оказалась горой, а снежок превратился в лавину долгов. Накроет она предприятие или нет? Пока ответов нет...

Тем не менее сегодня ПАТП работает: обеспечивает выход транспорта на маршруты, проводит медицинские осмотры водителей, содержит диспетчерскую службу, своевременно ставит на ремонт автобусы. А ведь всё это расходы, но по-другому, отмечает Павел Воробей, ПАТП не может, так как из этих составляющих складывается безопасность пассажиров.

Василий СЕРГЕЕВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: ПАТП: что показала проверка
Дата публикации: 30 июня 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Самое читаемое

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia