Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
ЭКСКЛЮЗИВ

Константин Журавлёв: «Хочет ли город развиваться?»


Давайте вначале договоримся, что формат интервью требует для краткости обострять некоторые формулировки. И это интервью — не стишок Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В жизни все сложнее, готовых рецептов нет. Предлагаем читателям задуматься и на какие-то вещи посмотреть с другой точки зрения или понять, что такая точка есть.


— Константин Юрьевич, прошел год вашей работы на посту заместителя председателя городского Совета депутатов. Каковы впечатления?
— Я могу выделить три самых ярких впечатления. Первое, конечно же, общение с людьми, которые в прошедшие тяжелейшие времена решали архисложные проблемы сохранения основных производств, развития бизнеса или поддержания уровня социальной сферы. Ощущение, что с такими людьми переживем любой кризис. Второе — весьма сбалансированный состав нашего Совета депутатов. Общее желание повлиять на ситуацию в сторону улучшения. Я не устаю поражаться, сколько сил, душевной энергии и времени большинство депутатов тратят на служение городу. Третье: когда на встречах со школьниками и студентами на мой традиционный вопрос о том, кто останется работать в родном городе, из нескольких десятков присутствующих руки поднимают три, четыре или пять, складывается впечатление, что у города нет будущего.
— Последнее обстоятельство шокирует?
— Нет, не шокирует. Я давно понял, что существует историческая заданность, на которую накладываются территориальные и субъективные моменты. Вспомните мои интервью вашей газете 20 лет назад. После первых попыток разработать программы развития, внедрения элементов рыночной экономики, новых форм работы с молодежью стало понятно, что для прорыва, как минимум, в этом поколении перспектив нет. И о надвигающейся кадровой проблеме тогда говорили. Потом произошел массовый отток кадров, и с молодежью все как-то не получалось. А проблема осталась прежней. Модернизации, о необходимости которой говорили тогда, так и не произошло, ни в производстве, ни в социальной сфере. Молодежь это видит лучше и острее. Есть с чем сравнивать: Восточная Европа, Финляндия, Китай, Корея, Ирландия. Мы с вами два года назад об этом говорили, когда размышляли: может ли уже поколение 35-летних выработать какой-то вариант ответа на вызов времени.
Осенью 2008 года, идя на выборы, наша команда движения «Возрождение Севера» предложила свое видение решения проблемы развития города. Нам казалось, что кризис должен подтолкнуть к принятию серьезных решений. Тогда мы четко сформулировали два сценария. Первый — медленное превращение города в рабочий поселок с 50—70 тысячами горожан. Второй — технологический прорыв через подготовку новой волны управленцев. Предложили вариант плана с конкретными шагами. Этими предложениями заинтересовались несколько активных горожан. Даже была создана рабочая группа при постоянной депутатской комиссии по промышленности и науке. По деятельности этой группы стало понятно, что в городе нет интеллектуальной критической массы для осознания проблемы и для выработки реальных шагов. Пока нет или уже нет — вывод делать не берусь.
Были попытки взглянуть на перспективу. В Совете мы пытались выработать бюджетные приоритеты и новые варианты решения проблем. Администрацией была принята стратегия молодежной политики. Актив предприниматель-ского сообщества попробовал сформулировать что-то. Были интересные предложения при формировании нового университета. Но все эти потуги только подтверждали предположение, что город то ли не хочет, то ли не может бороться за развитие.
— Как-то очень пессимистично, но на деле показатели-то хорошие.
— Нам пока везет, что предприятия сохраняют уровень оплаты труда, обеспечивая стабильность местного бюджета. Администрация прикладывает огромные усилия для удержания ситуации. 2,5 млрд. рублей город собирает. Я уже говорил, что у нас живут и работают уникальные люди, которые умудряются на эти деньги решать проблему жизнеобеспечения города. Но давайте посчитаем: отбросьте зарплаты, социальные гарантии — остается несколько сотен млн. руб. на решение накопленных и постоянно возникающих новых проблем. А какие реальные потребности? Дороги привести в порядок — 1,5 млрд., школы отремонтировать — минимум 0,5 млрд., больницы (медики просто боятся озвучить цифры) — это еще не меньше млрд., износ коммунальных сетей и состояние жилого фонда с учетом надвигающейся проблемы окончания срока эксплуатации панельных хрущевок при отсутствии реального строительства. Выходим на сумму потребностей на порядок больше, то есть надо зарабатывать хотя бы в два раза больше, а это возможно только с внедрением новых технологий.
— Слишком сложная задача. Наверное, предложения по ее решению есть в программе развития города до 2012 года и программе вхождения в федеральную программу поддержки моногородов до 2020 г., предложенных администрацией?
— Начну с того, что в Совет эти программы еще не поступали, хотя уже прошли публичные слушания. Год назад нам говорили, что нечего думать о 2020 годе, а теперь вдруг это потребовалось.
По программе развития до 2012-го предлагаю поговорить отдельно — очень много вопросов возникает. Печально, но мы не выполняем задачу, сформулированную и Медведевым, и Путиным, — любыми способами ликвидировать технологическое отставание. Посмотрите на темы их переговоров в заграничных поездках, последних заседаний по теме строительства российской «силиконовой долины». Уже решаются территориальные споры и вопросы допуска к месторождениям, выделения квартир западным специалистам, закупок образцов вооружения и т.д. и т.п. в обмен на технологии.
— Специфика производств накладывает отпечаток...
— С одной стороны, есть проблемы секретности и финансов, когда страна опять начала брать в долг. С другой — еще остается серьезный интеллектуальный потенциал. Я пару лет назад на сессии областного Собрания предлагал Николаю Яковлевичу Калистратову подключить к работе специалистов, которые сделали компьютерную модель модернизации авианосца. С помощью которой, например, можно на любую дату посмотреть очередность установки оборудования в конкретном помещении. Проведите аналогию — развитие города и модернизация, например, подводной лодки. Определяются желаемые и просчитанные тактико-технические данные. Под них — новое оборудование. Под оборудование — новые технологии. Под технологии — обучение кадров. Все сводится в график. И нам нужен такой график по всем отраслям и сферам жизнедеятельности города, где красной нитью будет подготовка кадров на новом уровне.
В очередной раз напомню, что технократически такая проблема не решается. Чтобы выполнить задачу, нужен набор четких мероприятий. Надо сейчас начинать отбор ребятишек в младшей школе (лучше в детском садике). Создавать соответствующие структуры и механизмы: специализированные классы и группы в ПТУ и вузах, центр технического творчества, соответствующий современным потребностям, молодежные бизнес-инкубаторы и зарубежные стажировки, жилье. Самое главное — для этого нужен соответствующий настрой населения.
Интервью взял
Александр ИВАНОВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Константин Журавлёв: «Хочет ли город развиваться?»
Дата публикации: 18 мая 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia